Ком-Омбо. Храм сокола, крокодила и инициаций.
Ком—Омбо – один их древнеегипетских храмов инициаций. В египетской «Книге мёртвых» описан путь, по которому должен был пройти тот, кто стремится к духовной свободе. С древних времён египетские жрецы занимались изучением тайн человеческого сознания, пытаясь разгадать загадку природы или бога. Тысячелетия назад жрецы разрабатывали методы, вводящие человека в измененное состояние сознания.
Знаменитые в Египте мистерии Осириса и Исиды предполагали испытания, связанные с четырьмя стихиями: землей, огнем, водой и воздухом. Мистерии проводились в святилищах Карнакского храма, в царской комнате Великой Пирамиды, в храмах Исиды и Осириса, Хатхор в Дендере, Абидосе.
Кандидат в посвященные под руководством жрецов проходил через ряд тяжелых испытаний с целью преодолеть страх смерти и обрести доступ к эзотерическому знанию о природе, Вселенной и человеке.
В храме Ком-Омбо проводились инициации избавления от страха. Как пишет Друнвало Мельхиседек в книге «Древняя Тайна Цветка Жизни», «в бассейнах Ком-Омбо проходили инициации с крокодилами, неофиты плавали с крокодилами для преодоления страха, одной из негативных эмоций. Страх был и остается главной силой, тормозящей человека в его стремлении к Свету».
Инициация в бассейнах Ком-Омбо заключалась в том, что адепты должны были прыгнуть в подземный бассейн с крокодилами и плыть под водой к одному из двух выходов. Один из выходов был совершенно темным, а в другом сиял свет, и адепты должны были мгновенно принять решение – плыть к свету или во тьму. Если бы они выбрали неправильный выход, им бы не хватило воздуха, чтобы вернуться на поверхность, инициация на этом и закончилась бы. Если бы они и не задохнулись, их бы съели крокодилы. Однако, выходы из бассейнов были таинственными: освещенный выход вел в тупик, а темный — в канал, дающий доступ к воздуху и новой жизни. Во время этого смертельно опасного ритуала инициируемый должен был научиться отличать настоящий свет от ложного.
Посвящение в мистерии воспринималось древними египтянами как второе рождение человека. В древнеегипетских школах мистерий учеников двенадцать лет проводили через тренировки, где они лицом к лицу оказывались перед всеми известными человеку страхами. И именно в храме Ком-Омбо проводились инициации избавления от страха.
Ком-Омбо — город на восточном берегу Нила в 50 км севернее Асуана. Первоначально именовался Нубет, что переводится «Город золота». Во время правления XVIII династии Ком-Омбо был столицей независимой провинции, а в эпоху Птоломеев – столицей нома.
Тутмос III возвел здесь храм, посвященный Хоруру, или Старшему Хору, брату Осириса, Себеку и его матери Хатхор. К сожалению, от этого святилища остались лишь архитектурные фрагменты. Также известны фрагменты сооружений, построенных здесь Аменхотепом I и Рамсесом II. В настоящее время древний город все еще погребен под песком; расчищены лишь главный храм Ком—Омбо, находящийся на значительном возвышении и хорошо заметный с Нила.
Храм в Ком-Омбо — необычный, его планировка считается единственной в своем роде — это на самом деле двойной храм, образованный из двух соседних храмов. Правый посвящен Себеку, богу плодородия, который считался также творцом Вселенной; левый посвящен Хароэрису — «Великому Хору», солнечному богу войны.
Каждый из храмов имеет свой вход и свое святилище, причем Себеку была посвящена восточная часть храма, а Хоруру — западная. В стене, разделяющей святилища, находится потайная комната, предназначение которой неясно. Во внутренней части храма также имеется довольно много крипт и скрытых проходов.
В задней стене храма сохранилась ложная дверь, в центральной нише которой сохранились изображения «слышащих» ушей, «видящих» глаз и фигур двух богов: Себека и Хорура.
Неподалеку от храма находится сложная система каналов и бассейнов, в которых некогда содержались священные крокодилы, окруженные в Ком—Омбо особенным почтением.
Около восточной стены комплекса также находилось небольшое святилище Хатхор, здесь были обнаружены многочисленные захоронения священных крокодилов в глиняных саркофагах.
На поверхности храмовой стены сохранился уникальный рельеф — изображение восемнадцати ритуальных и хирургических инструментов, которые фараон жертвует Хоруру — богу, издревле считавшемуся великим целителем. Среди инструментов легко узнать щипцы, крючки, ножницы и весы. Это набор божественного врачевателя Хароэриса, исцелявшего болезни глаз.
Чтобы «видеть», то есть творить согласно божественному замыслу, необходимо излечить свои духовные очи.
По словам руководителя департамента памятников древности Ком-Омбо — Ахмеда Сейида, последние археологические исследования в районе древнего храмового комплекса города Ком-Омбо свидетельствуют о том, что существующее строение храма стоит на месте более ранней постройки, возраст которой составляет 3,7 тысячи лет.
Возраст наиболее древней постройки можно отнести к эпохе Нового царства (примерно 1550 – 1069 года до н. э). Раскопки в самом городе дают основание считать, что люди селились на территории Ком-Омбо еще в эпоху Древнего и Среднего царств (примерно 2778 – 1785 года до н. э).
Альтернативные историки считают, что Ком-Омбо был возведен на месте очень древней постройки, поскольку в храме хорошо видны следы древнего ремонта. Ограждение храма разобрано до основания и хорошо видна технология применения стяжек для сочленения крупных блоков. Пол храма выполнен в стиле – «полигональной кладки», с периодически встречающимися артефактами.
Единичные блоки внушительных размеров, когда-то являвшиеся частью конструкции оригинального сооружения, встречаются отдельно стоящими без всякой привязки к храму.
В некоторых областях стен храма, и даже на полу встречаются следы выцарапывания камня, предположительно зубилом, которые по версии местных археологов, являются следами посещения храма древними почитателями, уносившими с собой «кусочек» священного места.
Вполне вероятно, что артефакты Ком-Омбо еще ждут своего часа и под остатками более поздних построек археологи обнаружат сооружения древних цивилизаций, когда Египтом правили боги.